Разделы: |
|
|
|
Изделие F-15 Eagl (Орел)
Как известно, самым большим стимулом к созданию «шедевра» военной техники служит наличие (явное или мнимое) подобного вооружения у «потенциального противника». Именно так был создан истребитель завоевания превосходства в небе F-15. Толчком к тому была грамотно исполненная мистификация Советского Союза, когда зарубежные наблюдатели увидели сверхзвуковой М-50 (фактически «мертвый») и Ту-22 способный нести на борту ракету Х-22 (которого, по сути, еще не было). Впоследствии СССР не раз жалело о столь опрометчивом поступке, но так или иначе, а механизм был уже запущен.
Уже к декабрю 1965 года американские ВВС в общих чертах сформулировали тактико-технические характеристики, которым должен был бы соответствовать будущий истребитель, а весной 66-го трем авиастроительным фирмам (North American, Lockheed и Boeing) выдали контракты. Требовалось в кратчайшие сроки сформировать облик будущего истребителя. Исходя из выданного «техзадания» новый самолет задумывался как более совершенная концепция Ф-111, универсального истребителя, состоявшего в тот момент на вооружении, с большим уклоном в сторону решения задач ПВО. Но Вьетнамская компания внесла серьезные коррективы. Опыт борьбы с модернизированными МИГ-21 однозначно показал приоритеты ближнего, маневренного воздушного боя. Понеся значительные потери, ВМС и ВВС США радикально пересмотрели требования к будущему истребителю. Теперь ставка делалась не на грозный «утюгообразный» универсал, а на высокоманевренный самолет, способный вести всеракурсный ракетный бой на средней дистанции (в реактивной авиации, это значило - без визуального контакта с целью).
Так как образцом, который необходимо было «догнать и превзойти», избрали русский МИГ, то и взятые за основу параметры «считывались» с него. Требуемая скорость в «два маха» и необходимость размещения на борту самолета современной мощной РЛС при высокой маневренности (большая тяговооруженность и относительно малая нагрузка на крыло) приводило к увеличению взлетной массы (17-19 т). А если учесть требование к дальности полета, сравнимой, а лучше большей, чем у «Фантома», - такие требования могла обеспечить только двухдвигательная схема.
После рассмотрения многочисленных проектов (более 500 в период с 66-го по 68-й г.г.), был принят вариант, предложенный фирмой «Макдоннел Дуглас» в декабре 1969г. Примечателен тот факт, что аэродинамическая компоновка нового истребителя практически полностью совпадала с советским МИГ-25, успевшим к тому времени установить серию официально зарегистрированных мировых рекордов.
Основные элементы (РЛС, двигатели, вооружение) тоже отбирали на конкурсной основе. Так компания «Хьюз» победила со своим проектом импульсно-доплеровского радара, снабженного щелевой антенной решеткой.
Pratt & Whitney в 1970 году «вырвала» победу у General Electric, создав двухконтурный двигатель F100-PW-100, имевший сухую массу 1375 кг и способный развить тягу 6660 кгс (на форсаже - до 10600 кгс). Основным достоинством разработки считалась взаимозаменяемость левого и правого двигателей, а также размещение непосредственно на корпусе силовой установки вспомогательных агрегатов, что значительно облегчало их замену и монтаж.
После долгих поисков и испытаний различных вариантов авиационных артсистем пришлось остановиться на «классической» шестиствольной М61А1 «Вулкан», производства «Дженерал Электрик». Подобные использовались на F-104, F-105, F-4Е (истребителях второго поколения).
Первый контракт на постройку двадцати опытных истребителей под грифом F-15 Eagl (Орел), общей стоимостью в 1146,4 млн. долларов, компания, Макдоннел Дуглас» получила в декабре 1969 года. И уже 27 июля 72-го года летчик-испытатель (служащий фирмы) И. Барроуз поднял первую готовую машину в воздух. Более серьезные, войсковые испытания начались в сентябре 1974 года, а через два года серийные машины стали поступать в эскадрильи. Стоимость одного «Орла», на тот период, составила 12,5 млн. долларов США.
С этого момента история повторяется. Теперь уже советским конструкторам дается задание изучить и превзойти на 10% созданный «потенциальным противником» истребитель F-15. Так в СССР начались работы над проектом самолета Су-27. Круг замкнулся, точнее, завершился очередной виток нескончаемой спирали. Примечательный факт: если внимательно посмотреть на рекламные фотографии и красочные плакаты тех лет, можно заметить, что различные модификации «Орлов» (F-15А, F-15С) изображались увешанными гирляндами бомб и всевозможными ракетами. Однако истребители данного класса крайне редко оснащались ударным вооружением. В программу подготовки пилотов F-15 не включали отработку атак наземных целей. Данная модель задумывалась и создавалась исключительно как истребитель для воздушного боя. Поэтому основным вооружением (помимо артсистемы «Вулкан») были ракеты класса «воздух-воздух».
Тем не менее, самолет получил наивысшую оценку армейскими пилотами, которым непосредственно приходилось летать на F-15. Летные характеристики самолета оставались высокими, несмотря на метеоусловия условия и время суток. Возможность решать сложные задачи по обнаружению и уничтожению воздушных целей на больших и малых высотах. При непосредственном контакте с противником (ближний бой), F-15 тяжело было засечь визуально, благодаря маскировочной окраске и меньшему (в три раза по сравнению с «Фантомом») дымлению двигателя. Всю необходимую информацию, как по пилотированию, так и по ведению боя, пилот мог получить с индикаторов лобового стекла (ИЛС). Большое одобрение пилотов получила система HOTAS – размещение на ручке управления и РУД основных переключателей системами связи, РЛС (радиолокационная станция), управления бортовым оружием. Немаловажным являлся и тот факт, что время, затрачиваемое техниками для подготовки «Игла» к вылету, было намного меньше, чем скажем у F-4. К примеру, заменить двигатель, наземная служба могла всего за тридцать минут. Удачная конструкция систем, в частности - легкий доступ без использования стремянок к основным узлам через технологические люки (суммарной площадью в 53.2 кв.м.). Причем 40% из них можно было открыть без применения специального инструмента.
Рекомендуем прочитать следующие статьи:
Новая технология HyPerformance SilverPlus для плазменной резки
Телебашня на Шаболовке – гиперболоид инженера Шухова. История металлоконструкций.
Этапы создания детали
|